I_P (partr) wrote,
I_P
partr

Category:

Об истуканах

Описывая памятник инспектору академии Густаву Эмпетразу, поставленный благодарными бувильцами посреди площади Ипотечного банка, мой патрон, кажется, вспоминает курчавого классика русской литературы.

Мсьё Эмпетраз был почтенным горожанином, столпом провинциального общества. В его бронзовой статуе нет ничего имперского, многопудье литья не было вырвано из чрева императорских плавилен. Однако проходящие мимо дамы по-девичьи, тайком и ублаготворенно косятся на городского истукана, ибо могут со спокойной душой заниматься хозяйством и прогуливать собачек - бремя ответственности упало с их плеч, им не надо защищать священные добропорядочные взгляды, унаследованные от отцов: охранять устои взялся бронзовый инспектор.

Иные чувства испытывает герой "La nausée" Антуан Рокантен. Разглядывая пятно патины на жилете почетного обывателя, он ощущает исходящую от вочеловеченной массы меди смутную силу (какая сила в нем сокрыта!). Бронзовый Эмпетраз будто хочет изгнать Антуана с площади Ипотечного банка. Кажется, будь пятно патины чуть побольше, - и Антуан пустился бы в бега, испуганно прислушиваясь к тяжело-звонкому стуку литых каблуков медного преследователя.

Для Антуана, голова которого занята маркизом де Рольбоном, авантюристом при дворе Павла I, это вполне естественная ассоциация. Впридачу, он так же далек от того, что должен воплощать г-н Эмпетраз, как бедный Евгений далек от символики памятника Фальконе.

P.S. На самом деле, законы физики действуют на живое каким-то мистическим, не сводящимся к простой рецепции образом. Боязнь высоты - один из примеров. Большие массы - хотя никаких специальных органов чувств, предназначенных для их восприятия, нет - способны вызывать сильные ощущения. Искусство исстари эксплуатирует этот тоннаж, раскрашивая его в самые разные тона. Правнук арапа Петра работал в двух регистрах: создал нагруженную этическими категориями статую Командора - мраморное воплощение угрызений совести, неотвратимой расплаты за прелюбодеяние - и социального доминатора - Медного всадника. Петербург развил в нашемвсем способности к восприятию больших форм и масс. "Летний сад - мой огород," - писал он жене в 1834 г.

Кажется, патрон воспользовался овощами, выращенными на этих грядках.
Tags: народная филология
Subscribe

  • Шекспир и Компания®

    документалист Кен Бёрнс снял трехчастный фильм о Хемингуэе ( ↑). все как в любимой «Истории джаза»: прекрасная подборка фотографий и…

  • глобальное потепление

    какой прорыв июля по весне! он жжет, как рэпер взмыленный, неистов. случилось ли такое по вине синоптиков? синода глобалистов? так вот огонь,…

  • визит в процедурный

    Спутник? какая ошибка! во времена болезненной коррекции гендерных перекосов и войны препаратов резонно было назвать вакцину Спутницей. зачем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments