Мне показалось, что хорошо продумано и сыграно взаимодействие героев Мамонова и Сухорукова - отцов Анатолия и Филарета. Настоятель Филарет (Сухоруков) - добрый обыватель, прекрасно обживший церковь как некий общественный уклад. Он лишен веры и боится грозящих неприятностями внутренних раздоров. В заслугу искренне верующему отцу Анатолию (Мамонов) можно поставить следующее: он не пользуется даром веры в целях укрепления собственного церковного авторитета, предпочитая выпускать накапливающийся между собою и братией пар непонимания в форме выходок юродивого. Он не метит в Аввакумы, не атакует, не раскалывает стадо, не манипулирует мирянами в корыстных целях. Отцы Анатолий и Филарет разделили свой остров; между ними проведена невидимая граница. Настоятель время от времени косится в сторону кочегарки. Он, с одной стороны, пробует проникнуть в тайну макового зерна веры отца Анатолия, с другой - приглядывает за ним во избежание смуты. Когда обстоятельства разрушают тщательно выстроенную демаркационную линию, это приводит к лишь к незначительному потрясению. Проливши слезы, расписавшись - один в грехе гордыни, другой - в грехе маловерия - они обнимаются и расходятся по своим углам. Ибо каждый понимает неизбежность, необходимость той роли, которую играет "оппонент". Оба - церковные архетипы с тысячелетней традицией сосуществования.
Не обсуждая вещи, связанные с верой, и то, насколько хорошо сыграл Мамонов, насколько вторичен Лунгин, замечу, что Россия, как село без праведника, не стоит без юродивого. Слишком много сиротства и горя вокруг.