I_P (partr) wrote,
I_P
partr

... чтоб спросить с тебя, Рюрик(с)

Ключевский - о технологиях мифотворцев XI-XII вв.
Факт (призвание варягов на княжение, p) состоял из двух моментов, из наемного договора с иноземцами о внешней обороне и из насильственного захвата власти над туземцами. Наше сказание о призвании князей поставило в тени второй момент и изъяснительно изложило первый как акт добровольной передачи власти иноземцам туземцами. Идея власти перенесена из второго момента, с почвы силы, в первый, на основу права, и вышла очень недурно комбинированная юридическая постройка начала Русского государства.

На то были свои причины. Не забудем, что сказание о призвании князей, как и все древнейшие предания о Русской земле, дошло до нас в том виде, как его знали и понимали русские книжные, ученые люди XI и начала XII в., к которым принадлежали неизвестный автор Повести временных лет и игумен Сильвестр (), составитель начального летописного свода, обработавший эту Повесть и поставивший ее во главе своего ученого исторического труда. В XI в. варяги продолжали приходить на Русь наемниками, но уже не превращались здесь в завоевателей, и насильственный захват власти, перестав повторяться, казался маловероятным. Притом русское общество XI в. видело в своих князьях установителей государственного порядка, носителей законной власти, под сенью которой оно жило, и возводило ее начало к призванию князей. Автор и редактор Повести временных лет не могли довольствоваться уцелевшими в предании малоназидательными подробностями того, что случилось некогда в Новгороде: как мыслящие бытописатели, они хотели осмыслить факт его следствиями, случай осветить идеей. Фактически государства основываются различным образом, но юридическим моментом их возникновения считается общественное признание властвующей силы властью по праву. Идея такой правомерной власти и внесена в легенду о призвании. Вече северных союзных племен, как-то собравшееся среди родовой усобицы и постановившее искать князя, который бы "владел и судил по праву", и обращенное к Руси депутатами веча приглашение идти "княжить и володеть" великой и обильной, но безнарядной землей - что это такое, как не стереотипная формула идея правомерной власти, возникающей из договора, - теории очень старой, но постоянно обновляющейся по ее доступности мышлению, делающему первые опыты усвоения политических понятий? Сказание о призвании князей, как оно изложено в Повести, совсем не народное предание, не носит на себе его обычных признаков: это - схематическая притча о происхождении государства, приспособленная к пониманию детей школьного возраста. (Курс Российской истории, глава IX, )
сухой остаток:
призвание Рюрика и Кo - недурно комбинированная юридическая постройка начала государства, притча о его происхождении, приспособленная к пониманию детей школьного возраста
Tags: history
Subscribe

Posts from This Journal “history” Tag

  • о возвращенцах

    меж тем Нестор наш пишет об одной на круг судьбе петровских студиозусов, дворянских недорослей, отправленных в Европу обучаться наукам, ремеслам и…

  • ... и прелести кнута(с)

    ...меж тем Нестор наш подбивает черту петровским реформам, оценивая их выпукло и неоднозначно. Подробности - на усмотрение любопытствующих;…

  • о веревке

    Меж тем Нестор наш подробнейшим образом рассматривает петровские реформы гражданского правления, введение сшитых по шведским и остзейским выкройкам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments