Следом - дуэлянты, флигель-адъютанты. Блещут эполеты...
... отдельный прогон 62-ой главы летописи Нестор наш посвящает передовым отрядам опорного сословия новой династии - частям «иноземного строя», затем - лейб-гвардейским полкам.
«Преобразованные в полки Преображенский и Семеновский и перенесенные на невское финское болото, они (московское дворянство, p) стали забывать в себе москвичей и чувствовали себя только гвардейцами. С заменой местных связей полковыми казарменными, гвардия могла быть под сильной рукой только слепым орудием власти, под слабой - преторианцами или янычарами. В 1611 г., в Смутное время, в дворянском ополчении, собравшемся под Москвой под предводительством князя Трубецкого, Заруцкого и Ляпунова, чтобы выручить столицу от засевших в ней ляхов, какой-то инстинктивной похотью сказалась мысль завоевать Россию под предлогом ее обороны от внешних врагов. Новая династия установлением крепостной неволи начала это дело; Петр созданием регулярной армии и особенно гвардии дал ему вооруженную опору, не подозревая, какое употребление сделают из нее его преемники и преемницы и какое употребление она сделает из его преемников и преемниц.» (↑)
и хотя разношерстные стрельцы, предшественники частей иноземного строя, народец бунташный, тоже были не прочь поучаствовать в дворцовых переворотах, не станем придираться к Василью Осиповичу - отдадим должное словесной отливке большого мастера.