«Учение павликиан пустило самые глубокие корни в южных провинциях Франции, в отечестве альбигойцев, и те же самые сцены мученических страданий и мщения, которые разыгрывались вблизи от Евфрата, повторились в тринадцатом столетии на берегах Роны. Законы восточных императоров были снова введены в действие Фридрихом Вторым*. Лангедокские бароны и города заменили тефрикских** инсургентов. Папа Иннокентий III затмил своей кровожадностью славу Феодоры***.»
* не принимал участия в Альбигойских войнах. вероятно, речь о законах против еретиков, принятых после освобождения части Сицилии от сарацин
** цитадель павликиан в Азии
*** императрица, регентша при сыне Михаиле (↑). известна восстановлением иконопочитания. Гиббон представляет ее с другой стороны
иными словами, англичанин связывает возникновение катарского вероучения с переселением из Азии в Европу разгромленных византийцами павликиан. и хотя Гиббон не предоставляет прямых доказательств, а теперешние ученые мужи отрицают прямую связь, в появление пёстрой смеси манихейства и христианства на пустом месте верится с трудом. куда эффектней версия Гиббона, видевшего в зверствах Альбигойского похода повторение трагедии, случившейся лет за четыреста до на западном берегу Евфрата.
короче говоря, тем, кого ужалили те же пчелы, рекомендую пятьдесят четвертую главу шестой книги (↑) историка.