I_P (partr) wrote,
I_P
partr

Category:

о танцах за плугом

под катом - выдержки из арзамасской лекции почтенного С. Гандлевского "P.S. Зачем вообще стихи?" (). отталкиваясь от известного толстовского высказывания (сочинять стихи - всё равно, что танцевать за плугом), поэт делится своими соображениями, которые кажутся слишком строгими.

«Со времен романтизма поэзия добилась права не приносить ощутимой пользы, но это послабление осложнило стихотворцам задачу. Освобожденные от задачи поставлять читателям какие-либо сведения лирики обрекли себя не максималистский режим эстетической оценки и самооценки: или пан, или пропал.

Но поэзия иное дело. информация у нее иная. передать состояние души, а в случае полной удачи стать на какой-то срок состоянием души другого человека.

Привилегия лирики - снять сливки с драматической ситуации, сказать о следствиях, не вдаваясь в причины. Но за льготы бессодержательности, безответственности и верхоглядства приходится платить высокую цену, трудиться по двухбальной системе: всё или ничего.

Профессиональная, не хватающая звезд с неба проза способна обогатить нас новыми знаниями, чужим опытом и непривычным взглядом на вещи. [...] Прилежное чтение чего бы то ни было крепкого и профессионального записанного в столбик - занятие, достойное чичиковского слуги Петрушки. Пройти какую-нибудь дистанцию пешком - одно. Но для того чтобы покрыть ее на на лыжах или велосипеде нужен навык, иначе эти вспомогательные приспособления будут лишь обузой и посмешищем, как и большинство вкривь и вкось зарифмованных школьных утренников, капустников, песен, рекламных призывов и прочего.

«Стихи не читают – стихи почитывают», - поправила подростка Александра Жолковского его интеллигентная мать, когда тот перечислял свои каникулярные достижения.

Ну хорошо, поэзии больше, чем какому-нибудь другому роду литературы противопоказано быть всего лишь литературой. Но ведь и буквальная неслыханная простота для нее не выход. Эпитет ‘безыскусный’ бывает похвалой применительно к прозе, но не к поэзии, которая существует исключительно за счет диковинных технических ухищрений.

Стихотворная речь как таковая всегда притязание на художество, а с художества и только художества и спрос другой. И слова поэта Алексея Цветкова, что стихи должны поражать, не кажутся преувеличением - именно, что должны. Но уцелеть в такой борьбе за выживание очень непросто. И статистически Толстой, выходит, прав: что за странная доблесть говорить куплетами? Аттракцион такой, что ли?»

полностью текст с дополнительной главкой в конце - здесь.

выставляя такую высокую планку, Гандлевский поднимает лирника на километровую высоту и выбрасывает его, инструктора-парашютиста в связке с единственным (от силы двумя) 'восприимчивым' читателем, за борт.

природа не терпит пустот, вакуум между 'стихами для детских утренников' и теми строками, которые берут планку Г-ского, способны подняться так высоко, должен быть заполнен 'крепкой' продукцией многочисленного отряда пишущих в столбик. иначе откуда взяться всем этим 'диковинным техническим ухищрениям'? как им научиться? навыки 'ходьбы на лыжах' не берутся сами собой и даже будущим чемпионам даются непросто. в придачу, значительная часть 'восприимчивой' аудитории и сама грешит сочинительством. иначе - те, кто стишки 'почитывает', их же и пописывает. читать бесчисленные их опусы, возможно, не резон, но оставлять привычку писать - перед лицом непосильности задачи, которую ставит максималист Г-ский, - не стоит. вспомним известную нобелевскую лекцию, где сказано, что поэт - средство к продолжению существования языка. если так, то поэзия (не штучная, не элитарная) - его, языка, лаборатория, родильное отделение и дом престарелых. здесь рождаются, оттачиваются и умирают (а иногда и чудесным образом воскрешаются) формы выражения мысли и эмоций. сюда, как на сборный пункт, приходят тысячи новобранцев. здесь воспитывается вкус, формируется тот самый 'восприимчивый' читатель.

способы возделывания языка отличаются от принятых в земледелии.

здесь танцуют
Tags: poetry, thoughtful spot
Subscribe

Posts from This Journal “poetry” Tag

  • мгновенное отпущение грехов

    грешен, проехал мимо чудесного мемуара ( ↑) Анатолия Наймана, написанного по случаю публикации неизвестного стихотворения Бродского…

  • «Равнины»

    Ведь я не против // (Как все) повиноваться и стрелять прекрасный Оден: Я запросто себя воображу На старость лет унылым попрошайкой В…

  • на помосте

    поэзия любительская и настоящая (вдохновенная, мастерская) соотносятся как оздоровительная гимнастка и прыжки на батуте: первая - растяжка связок…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments