I_P (partr) wrote,
I_P
partr

О сторублевом ананасе

Ниже - исходящий из представления о постепенном, патриотически-ориентированном просвещении автор "Бедной Лизы" мягко увещевает российское дворянство:
Дворянство есть душа и благородный образ всего народа. Я люблю воображать себе российских дворян не только с мечом в руке, не только с весами Фемиды, но и с лаврами Аполлона, с жезлом бога искусств, с символами богини земледелия. [...] Просвещение истребляет злоупотребление господской власти, которая и по самым нашим законам не есть тиранская и неограниченная. Российский дворянин дает нужную землю крестьянам своим, бывает их защитником в гражданских отношениях, помощником в бедствиях случая и натуры: вот его обязанности! За то он требует от них половины рабочих дней в неделе: вот его право! [...] Мы нередко видим, что самые богатые люди живут в нужде от беспорядка в хозяйственных делах и неизвинительного мотовства. Ввечеру великолепное освещение, огромная музыка, живописные Терпсихорины группы и на столе произведения всех частей мира; а на другой день низкие поклоны заимодавцам! [...] Я послал бы всех роскошных людей на несколько времени в деревню, быть свидетелями трудных сельских работ и видеть, чего стоит каждый рубль крестьянину: это могло бы излечить некоторых от суетной расточительности, платящей сто рублей за ананас для десерта. ( "Приятные виды, надежды и желания нынешнего времени", 1802, отсюда )
Интересно проследить за тем, как эта тема развивается в горячечном религиозном морализаторстве автора "Ревизора":
Собери прежде всего мужиков и объясни им, что такое ты и что такое они. Что помещик ты над ними не потому, чтобы тебе хотелось повелевать и быть помещиком, но потому что ты уже есть помещик, что ты родился помещиком, что взыщет с тебя Бог, если б ты променял это званье на другое; потому что всяк должен служить Богу на своем месте, а не на чужом, равно как и они также, родясь под властью, должны покоряться той самой власти, под которою родились, потому что нет власти, которая бы не была от Бога. И покажи это им тут же в Евангелии, чтобы они все это видели до единого. Потом скажи им, что заставляешь их трудиться и работать вовсе не потому, чтобы нужны были тебе деньги на твои удовольствия, и в доказательство тут же сожги ты перед ними ассигнации... ( "Выбранные места из переписки с друзьями", 1847, отсюда )
Набоков, приводя цитату из "Переписки", сообщает, что цензор вычеркнул этот фрагмент из первого издания, поскольку усмотрел в нем неуважение к правительству и призыв к порче монеты.

Я бы добавил еще один мотив - плагиат. )
Subscribe

  • как-нибудь

    как-то раз навестил его могилу. когда это было? в середине восьмидесятых, в те времена, когда таскал с собой зеленый томик из малой серии БП и,…

  • о местном колорите

    ... Николай 'ещенепознер' Солодников взял длиннейшее интервью у почтенного Теодора Шанина. Ничем не примечательное, оно неожиданным образом…

  • Дмитлаг, джетлаг

    с подмосковным Дмитровым связывает меня воспоминание зари туманной, сгусток памяти среди ему подобных, нанизанных на выцветшую нитку, как костяшки…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments