I_P (partr) wrote,
I_P
partr

Лелиан уточняет Партра

Юный Робеспьер, литография с сайта www.canevet.comПатрон Партр пишет о свойстве памяти проделывать со временем один забавный трюк. Время в памяти сплющено; всё сведено, спроецировано в одну плоскость; прошлое, настоящее и будущее прозрачны, просматриваемы, как наложенные друг на друга слайды. Обдумывая некий поступок N, мы не можем отрешиться от того, что нам заранее известен результат; все события жизни N для нас единовременны. Рассматривая это свойство памяти на примере начинавшего свою карьеру в провинции Робеспьера, Партр пишет:

В салонах Арраса, молодой адвокат, холодный и манерный, держит под мышкой собственную голову [...]; голова истекает кровью, не пачкая ковра, ее не замечает ни один из гостей, но мы только ее и видим; понадобится пять лет, чтбы она скатилась в корзинку, а она перед нами, отрубленная, декламирующая мадригалы, несмотря на сломанную челюсть.

Путешествуя в окрестностях Арраса, Верлен подменяет один из слайдов:

Аррас же на Скарпе знаменит своими деревьями и садами и тем, что этот город сделалали местом своих собраний члены общества Розати, с виду академического, а по сути вакхического - в него среди прочих знаменитостей входили братья Робеспьеры и Карно старший.

Известно, что трезвенник Максимилиан, будучи адептом общества Розати, писал не мадригалы - вакхичесеские песни. Проекция сцены гильотинирования будущего "кровавого диктатора" на картину цветущей юности - and vice versa - выглядит еще чудовищней.

Жан-Соль заключает:

Тщетно попытаетесь вы встать на место ушедшего, делая вид, что разделяете его страсти, заблуждения, предрассудки [...], все равно вы будете оценивать поведение покойного в свете результатов, которые нельзя было предвидеть, и сведений, которыми он не располагал, вы все равно будете придавать особое значение событиям, оказавшимся впоследствии поворотными, хотя для героя они промелькнули незаметно.

Как бы то ни было, искусно (и искусственно!) соединяя причинно-следственными лигатурами оставшиеся в памяти срезы времени, не принимая во внимание забытые, стершиеся слайды, мы склоняемся к детерминизму, отвергаем принцип неопределенности. В истории Бог не играет в кости еще и потому, что таковы свойства памяти, услужливо поставляющей сырье из своих подвалов на ткацкий станок нашей логики.

Tags: cit, history, thoughtful spot
Subscribe

  • визит в процедурный

    Спутник? какая ошибка! во времена болезненной коррекции гендерных перекосов и войны препаратов резонно было бы назвать вакцину Спутницей. зачем…

  • аплодисменты справа

    в детородных «Быках Гелиоса», четырнадцатом эпизоде «Улисса», несносный автор блуми́тся над стилем научных статей:…

  • сват Иван, как пить мы станем(с)

    tarnegolet Гей, Люссак, как пить ты станешь, Так про свой забудешь газ, Планку, разве он товарищ? Зафигачишь квантом в глаз. А зануде…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments