I_P (partr) wrote,
I_P
partr

шестистопный ямб как орудие пытки

под катом - эпизод борьбы с иконопочитанием из хроники "Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей".

14. Зная, что исповедник Феофан и его брат Феодор отличаются необыкновенной ученостью, он (император Феофил, p) как-то раз пригласил их в триклиний Лавсиака для открытого спора о вере. "Скажите, проклятые,- сказал он,- каким речениям из писания верите, на что опираетесь, почитая идолов (так своим бесстыдным и мерзким языком именовал он святые иконы) и убеждая непорочных, что так и положено делать", и пронзительным голосом добавил еще и другую хулу и поношения против иконы божественного Христа. На что эти блаженные: "Да заградятся уста, против Бога нечестие извергающие". Этим они сбили с него спесь (не терпит неправедный царь бросаемых в лицо упреков), и он сразу стал разыгрывать из себя льстеца и попросил привести ему свидетельства пророков о почитании икон. Когда же блаженный Феофан привел речение из пророчества Исайи, Феофил возразил, что не так оно звучит, и, развернув свою книгу, показал истинные слова. И воскликнул святой, что не только эта, но и все попавшие в его руки книги им подделаны и просил для подтверждения своих слов принести ему книгу, хранившуюся в таком-то месте патриаршей библиотеки святого Фомы. За ней отправили человека, тот ее в мгновенье ока принес, но царь нарочно не находил речения и, стыдясь, раскрыл книгу в другом месте. Когда же блаженный Феофан вразумил его и пальцем показал, где через три листа найти искомое, царь уже не смог перенести его смелости и, сознавая его правоту, сбросил прежнюю маску великодушия, обнажил зверя и сказал: "Негоже царю терпеть оскорбления от таких людей", а потом велел отвести их во внутренний сад Лавсиака, дать по двадцать ударов и на лбу у каждого по варварскому обычаю выжечь нелепые ямбы собственного сочинения. Вот они:

Стремятся все приехать в город славный тот,
Куда стопы направил всесвятые Бог
И Слово для спасенья человечества.
И эти были в месте почитаемом,
Сосуды мерзости и злого заблуждения.
В неверии своем свершали много там
Позорно-страшного, отвратно-нечестивого.
Оттуда вскоре бунтарей сих выгнали,
Которые бежали в город власти, к нам.
Не отреклись от беззаконной глупости,
И вот с клеймом на лбу, как у преступника,
Осуждены и изгоняются опять.

Так все вскоре было и сделано, и они одели венец исповедничества и мученичества, а жестокий и жалкий из жалчайших царь предстал перед всеми как злобный гонитель и мерзейший из мерзких. (отсюда)

Узнав, ёрник заметил бы: сдается, братья действительно были высоколобы.

нам же - не ёрникам - в честь Феофана и Федора нужно
ямб шестистопный забыть, употребляя стопу,
не запятнавшую имя гонением иконодулов, -
дактилей пафос шести уши язвит, не чело.
Tags: history, эпиграммы
Subscribe

  • кораблики

    наши ветхие коммуникации не выдержали морозов. кипяток прорвал трубу, вода вытекла из канализационного люка и проточила канавки в спрессованной…

  • снесли Николаича

    снесли Николаича, всем миром снесли. у плиты. стук в дверь, твердый, властный. открываю. соседка, рвет дистанцию, сверлит глазами. что стряслось?…

  • посвящается Меркурию

    в узком коридоре на входе в ТЦ санитарный кордон: невысокий мужчина лет пятидесяти мерит температуру. за спиной - прилавок с орехами и сухофруктами,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments