в первом случае предмет становится лишь предлогом для самоуглубления/самолюбования, во втором - размышление (предположим, его цель - приближение к чтоестьистине, а не камуфлирование лжи) приводит к ошибке. умственные потуги человека, наделенного определенными способностями, если тот начинает на одном из полюсов, подобны работе землеройной машины - чем мощнее, тем больше объем вынутой пустой породы, тем выше террикон. да, и стремясь держаться подальше от крайностей, можно прийти к выводу: правы одни, неправы другие, но человека разумного отличает а) траектория движения (от центра к краю); б) некая философская печаль, опустошение, разочарование достигнутым результатом, если результат - на одном из полюсов. post coitum non omne animal triste est.
поэзия - дальше больше - залезает в философские дебри. хорошо, когда она осознает, что для нее это лишь одно из туристических направлений, путешествие, совершаемое ради совершенствания формы (другие направления освоены/изъезжены). плохо, когда она движима нешуточной интеллектуальной амбицией. стартуя от 'от пупа', стихосложение ведет 'к себе', 'в себя' - не к чтоестьистине, которая всегда вовне. если же, обольщаясь, оно отказывается от присущей ему стартовой позиции/конечной точки маршрута, стремится к отрешенной беспристрастности - перестает быть поэзией.